Когда суд встанет на защиту нового владельца

Признание права собственности в судебном порядке необходимо, когда оно оспаривается иными лицами

   Право собственности – понятие широкое, причем не только в правовом его содержании, хотя, именно с точки зрения закона, мы привыкли определять собственника или владельца. Признание права собственности в судебном порядке необходимо тогда, когда оно оспаривается иными лицами либо не хватает безоговорочных условий для его установления в обычном порядке. 
     Ежегодно районный суд рассматривает дела данной категории, хотя постепенно число таких исков снижается. В начале 2000-х годов граждане обращались в суд о признании права собственности на жилые помещения, переданные им при реорганизации предприятий. В  последние годы таких исков о приватизации стало меньше, при этом люди просят признать за ними право собственности в порядке приобретательной давности как за фактическими владельцами жилья, право собственности на которое иными лицами не оспаривается.
   В декабре 2020 года гр. М.,  житель села Звериноголовское  обратился с таким иском в Звериноголовский районный суд. Они, вместе с женой, с 2002 года проживают в небольшом доме в райцентре. Жили спокойно, ухаживали за усадьбой более 18 лет.  По прошествии времени решили зарегистрировать право на жилье в судебном порядке.  Когда покупали дом у предыдущего собственника, никаких документов не составляли, просто отдали деньги бывшему владельцу.
     … История эта началась в 1996 году. В доме, который и стал предметом спора, проживала семья. После смерти матери, а затем и отца, сыновья, решили продать дом. Один из них тогда был несовершеннолетним, поэтому для продажи было необходимо разрешение органа опеки. Помощь в продаже оказала старшая сестра, от имени которой дом был продан гражданке Ч., которая, через несколько лет продала дом гражданину П., у которого и купили дом гражданин М. и его супруга. Этот переход прав собственности в органах регистрации сделок с недвижимостью не регистрировался.  Никто не мог предположить, что обычное дело с рядовыми требованиями затянется, ведь, как правило, ни орган местного самоуправления, ни предыдущие хозяева, не возражают против признания права за теми, кто, давно заплатив по счетам, живет и владеет имуществом, как своим.
      Вместе с требованиями первоначального истца, в суд поступило исковое заявление от жителя Куртамышского района, который в своем иске попросил выселить  квартирантов из спорного дома, предъявив в качестве доказатальств весомое обстоятельство – свое право он успел зарегистрировать в Росрееестре незадолго до обращения в суд. Квартиранты – это те самые истцы, которые утверждали, что давно и бесповоротно владеют домом.
     Основанием для регистрации права куртамышанина на дом в Звериноголовском поступило свидетельство о праве на наследство более чем двадцатилетней давности. В 1996 году два брата  унаследовали дом после смерти отца. Один из них к моменту принятия наследства был еще несовершеннолетним, а позже умер.  Оба они, в том же 1996 году, уехали на постоянно место жительства в соседний район, а в доме с того времени стали проживать иные люди. За это время дом покупался и продавался не единожды, однако надлежащей формы регистрации данные сделки не проходили.  Этим и воспользовался старый собственник.  Младший брат, вновь объявившегося хозяина,  также ранее будучи наследником, после переезда из Звериноголовского, до момента своей смерти в 2006 году не проявивший никакого интереса к дому, уже не мог пояснить суду правды по данному делу. Однако, в архивах нашлось разрешение органа опеки, выданное старшему брату на продажу дома, поскольку младший был несовершеннолетним. 
     Несколько свидетелей было выслушано по данному делу, по судебным запросам подняты архивы Звериноголовского сельсовета для детального изучения похозяйственных книг за минувшие годы, выяснения круга лиц, вносивших налоговую плату за земельный участок под домом, пришлось даже направить запрос в одну из исправительных колоний области. Дело в том, что младший брат вскоре после продажи дома был осужден к реальному лишению свободы, и покупательница  дома, по её утверждению, выезжала в ИК, чтобы лично зафиксировать волю второго наследника по отчуждению имущества.  Цепочка передачи дома от одних лиц к другим прослеживалась, её подтверждали все, кто покупал дом в разное время, а также соседи. Последние жители проживают в доме очень давно, поэтому и решили узаконить свое право. Но их оппонент утверждал, что они жили в доме с его молчаливого согласия, называл их квартирантами, при этом, по его мнению, он всегда сам следил за домом. Выражалось это в редких приездах в с. Звериноголовское, когда он проходил мимо знакомых окон, убеждаясь таким образом, что с домом все хорошо, не удосужившись  зайти  к жильцам. Вместе с требованиями о выселении, житель Куртамышского района просил признать недействительным договор купли-продажи, заключенный в 1996 году от его имени старшей сестрой, также привлеченной по делу в качестве ответчика. 
     Только в октябре 2021 года суд первой инстанции принял решение. Отказав в иске о выселении, суд признал право собственности за гражданами, которые почти 20 лет проживали в доме. Доводы о недействительности сделки суд  посчитал необоснованными, поскольку истек срок давности оспаривания этой сделки, о которой гражданин мог узнать, если бы проявлял больший интерес к своему имуществу.  Оценивая весь объем собранных по делу обстоятельств, суд принял во внимание, что жильцы открыто, добросовестно и непрерывно на протяжении нескольких лет владели жилым помещением, не от кого не скрывая своих прав. При этом первоначальный собственник, совершил ряд  последовательных действий, подтверждающих намерение по отчуждению имущества – он обращался в орган опеки за получением разрешения на продажу в интересах младшего брата, впоследствии выписался с этого адреса, сменив  место жительства. Кроме того, при продаже дома покупателям были переданы документы на дом, что также свидетельствует о том, что хозяин знал о судьбе своего имущества. 
     Но,с решением суда, первой инстанции гражданин К. не согласился, продолжив спор в апелляционном порядке в Курганском областном суде. Давно проживая на территории Куртамышского района, имея там постоянную регистрацию и жилье в собственности, он доказывал, что дом в Звериноголовском не продавал, опираясь на государственную регистрацию права. Однако судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда посчитала доводы суда первой инстанции правильными, оставив решение в силе. Добросовестные приобретатели остались проживать в доме, где давно живут, по мере возможности облагораживая его. При этом правовая позиция такова, что за судьбой имущества владелец должен постоянно следить, проявляя защиту своих прав своевременно. 
Алексеева Н.С.

Комментарии

В Курганской области действуют многочисленные меры поддержки семей с детьми.

Все новости рубрики Новости