На воде и под водой, но подружила их газета

Кожекин Геннадий Владимирович и Удовиченко Владимир Федорович проходили службу на флоте.

Черный парадный китель с золотыми нашивками, морской кортик на левом бедре, медали и значки на груди. Когда к нам в редакцию зашли двое бравых моряков в парадной форме, нам даже показалось, что места в кабинете стало мало. Настолько величественно и мужественно выглядит мужчина в военной форме.
Старшие мичманы в запасе Владимир Удовиченко из поселка Искра и Геннадий Кожекин из села Звериноголовское могли и никогда не повстречаться. Каждый из них, в свое время, проходил службу на флоте, только Владимир Федорович – служил «на воде», а Геннадий Владимирович «под водой». И хотя служба обоих мужчин проходила в одни и те же годы, и, практически, в одних и тех же местах, познакомились они пять лет назад, когда Владимир Федорович прочитал статью в районной газете «Звериноголовские вести», героем которой был Геннадий Владимирович. С тех пор и завязалась мужская дружба двух бравых моряков.
Владимир Федорович родился в селе Прорывное в 1956 году. Никогда мальчишка не мечтал о море. Да и откуда ему взяться, если мы живем посреди материка. Где мы и где море?! Но судьба часто преподносит неожиданные сюрпризы, которые в корне могут изменить нашу жизнь.
После окончания школы, Владимир пошел учиться в Березовское училище, где получил водительские права. Затем пришло время отдавать долг Родине и парня призвали в ряды Вооруженных сил СССР. Попал призывник на Северный флот на Новую Землю, где располагался атомный полигон.
- Однажды в Северодвинске я увидел якорьки на форме ребят, и мне, страсть как захотелось себе такие же. Поинтересовался, могу ли я получить их, ответили, что обязательно выдадут, если поступлю в Киевский военно-морской техникум. Вот так и я стал курсантом-матросом, - вспоминает Владимир Федорович.
Окончил техникум Владимир с отличием. По распределению попал в пункт базирования кораблей Тихоокеанского флота во Владивосток. Поначалу служба проходила на берегу. Поселили на кораблях на базе, как только один корабль уходил в плавание, команду переселяли на другой. Вот так кочевали и работали.
Ребята, которые уходили в море в дальнее плавание, получали более высокую зарплату. Владимир решил попробовать, и в 1977 году отправился в свое первое плавание. С той поры море потянуло, заманило, влюбило в себя и не захотело отпускать.
Как вспоминает наш герой, не обошлось без морской болезни. Особенно плохо приходилось, когда попадали в шторм. За годы службы Владимир Федорович пережил два 9-ти бальных шторма, когда ураганный ветер вздымает гигантские гребни океанских волн, которые падают, опрокидываются, переворачиваются, мотают судно из стороны в сторону, и, кажется, что вот сейчас корабль должен перевернуться, но судно забирается на волну, наклоняется, встает и идет дальше.
В 1979 году Владимир Федорович женился. Вместе с супругой обосновались во Владивостоке, затем 12 лет прожили на Камчатке, 15 лет – в Кургане, а затем переехали в п.Искра. У супругов двое детей – дочь и сын.
В запас вышел в 1989 году в звании старшего мичмана. 25 лет он провел в море, и корабль ему стал родным домом. Владимир Федорович побывал на многих материках, избороздил Тихий и Индийский океаны вдоль и поперек, и, как говорит, видел столько удивительного, что хватило бы на целый приключенческий роман. У берегов Канады ловили и жарили палтуса, у Маршалловых островов рыбачили на акул и креветок, в Эфиопии провели с командой товарищеский матч по футболу. Побывал на Гавайах, в Африке, у западного побережья Америки…
В отличие от своего товарища, старший мичман подводного плавания Геннадий Владимирович Кожекин с детства мечтал служить в море. В 1977 году в военкомате, когда призывали в Армию, так и сказал: «Хочу на флот!». Сначала семь месяцев учебки в Северодвинске, затем служба на Дальнем Востоке в п.Большой Камень. За три года срочной службы моряк так прикипел к подводной лодке, к морским просторам, к длительным походам, к погружениям и всплытиям на поверхность, что принял решение остаться на флоте.
И снова учебка на острове Русский возле Владивостока, после которого он попал на свой же корабль, к своему же экипажу. Затем перевод на Камчатку. В его памяти навсегда остался военный гарнизон, обслуживание и ремонт вспомогательных механизмов реактора, тысячи часов вахт на подводной лодке.
- Я горжусь своей службой. Когда заступал на вахту по защите государственной границы, приходило понимание того, что никто другой тебя не заменит, ты один. И меня охватывало необыкновенное чувство гордости, - делится Геннадий Владимирович.
Львиную долю времени моряки проводили вдали от дома, от семей, ведь в рейсах они были по несколько месяцев. И здесь наши герои едины во мнении, что для моряков очень важен крепкий тыл, который им всегда обеспечивали вторые половинки.
- Если бы меня дома не ждала любящая и верная жена, наверное, я бы не решился остаться на сверхсрочную службу. А жена со мной в огонь и в воду пойдет, - делится Геннадий Владимирович.
Находясь в плавании длительное время в закрытом коллективе члены экипажа находили и развлечения - проводили турниры по шахматам и домино, всей командой лепили пельмени, отмечали Новый год. Уважают моряки – подводники и Нептуна, праздник которого по морской традиции устраивают при пересечении экватора.
В подводном флоте установилось за правило давать моряку по 100 граммов красного вина в день. Делается это для улучшения пищеварения, которое сильно страдает в условиях субмарин, где люди вынуждены мало двигаться. И вообще питание на флоте, по воспоминаниям наших героев – отличное. Шоколад, карамель, мед, варенье, галеты, мясо, рыба…
- Вот рецепт бутерброда, который мы готовили себе в плавании. Хлеб пропитывается вареной сгущенкой, затем идет слой масла, следующий слой – желток яйца, сверху – печенье и завершает все ломтик сыра, - улыбаясь вспоминает Геннадий Владимирович.
В 1992 году Геннадий Владимирович вышел в запас. Сейчас живет в с.Звериноголовское вместе со своей верной спутницей - женой Тамарой, с которой создал крепкую и счастливую семью, воспитали двоих детей.
За годы службы мичманы награждены значком «За дальний поход», «За выполнение боевых задач», оба имеют звание «Ветеран флота» и «Ветеран труда».
Друзья любят порыбачить вместе, правда рыбалка сейчас очень отличается от той, которая была на Камчатке. Их объединяют общие воспоминания о морской службе, о Владивостоке и Камчатке, которые трудно забыть. Сейчас у них размеренная жизнь на суше, но в праздник защитников Отечества мы им все же пожелаем попутного ветра в любом направлении жизни и семь футов под килем.
Ирина Логиновских

Комментарии

40 лет назад последний школьный звонок прозвучал для Анатолия Уржунцева и его одноклассников

Все новости рубрики Люди наших сёл