ПРОСТО МАМА

Чем дальше уходит от меня детство, тем чаще возникает желание вновь в него окунуться.

Чем дальше уходит от меня детство, тем чаще возникает желание вновь в него окунуться: там живет МАМА, весело за обеденным столом, вкусно пахнет пирогами, в доме часто бывают гости, через дорогу живут подружки, радует глаз природа. У всех на душе благодать спокойной мирной жизни…

   Мне не было и тридцати лет, когда не стало мамы. Она многое не успела мне рассказать, а я не успела расспросить о ее детстве, молодости, как она пережила одна с сыном войну, узнать подробности жизни ее родителей, братьев, сестер. Очень жаль, что мама не дожила до появления на свет моeй дочки, жаль, что дочка никогда не обнимет бабушку Оню, не получит от нее подарки, не погостит у нее в доме…
     С годами любовь к маме становится лишь сильнее. Я восхищаюсь ее трудолюбием, профессионализмом, несгибаемостью перед жизненными обстоятельствами. Без детских садов она воспитала четырех детей, дала всем образование и помогала до последних своих дней. Жизнь продолжается… Сейчас в семье дочери подрастают две внучки. Я пишу эти строки для них, ведь настанет час, когда они попросят: «Мама, расскажи нам о своей бабушке…».
 
ИЗБА ДЕТЬМИ ВЕСЕЛА
 
     Моя мама, Жикина Анисья Никитична, родилась д.Усольцева Шатровского района (ранее Мeхонского района) в год Великой Октябрьской революции в большой семье Теплоуховых, где выросли шесть детей. Все члены семьи отличались трудолюбием, скромностью и спокойным нравом. Жили, следуя мудрым словам Амвросия Оптинского: "Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать…".
    Дети выросли. Четверо старших свили свои семейные гнезда недалеко от родительского дома. Маме и младшему брату Петру выпала другая дорога- жить вдалеке, но связи с родными не теряли, часто навещали их. Брат до пенсии работал в милиции, а мама решила попробовать себя в качестве учителя начальных классов, и так и осталась в школе на долгие 39 лет. 
    Свою трудовую деятельность она начала в 1936 году в Изъедугинской семилетней школе. В 1937 году стала работать в Сладчанской школе. Там она познакомилась со своим будущим мужем, тоже учителем. Жикин Иван Леонидович стал ее опорой на долгие годы. 
     В 1939 году мама проводила отца в армию, а вскоре родился сын Гена. Разлука оказалась долгой, началась война. Жили ожиданием писем с фронта и вестей по радио. Мама работала в Спицынской школе. Здесь ей выделили комнату, а с сыном помогала нянька. 
     Мама не любила вспоминать эти годы, война забрала молодость, здоровье, принесла много боли и горя. Жили впроголодь, собирали с учениками мерзлую картошку, колоски, зелень, писали на старых газетах, сами заготавливали дрова для школы. 
     Родители отдали маме стельную телку, которая стала кормилицей семьи. С коровой появились и заботы: летом накосить сено, привезти его. Но она помогла выжить в суровые голодные военные времена.
     В 1945 году после Победы домой вернулся отец и впервые увидел своего уже шестилетнего сына. Постепенно жизнь стала налаживаться. Родители оба по очереди, участь заочно, получили педагогическое образование в Катайском педучилище. Семья росла – родились три дочки. Дети росли на радость, родители часто вспоминали их детские шалости.  
 
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ
 
     Всю свою жизнь мама мечтала о своем доме. Мы были единственной семьей в деревне, которая не имела своего жилья и переезжала с квартиры на  квартиру. Вскоре после моего рождения сельский совет выделил крестовый дом. Дом был старый и холодный. Ходили дома в валенках, вечерами согревались на печке, палатях. Через 10 лет этот дом перенесли на центральную улицу, в нем стало теплее. 
    Мама всю жизнь стремилась сделать дом уютным. Уют создавала не только постепенно появляющаяся и обновляющаяся мебель, но и многочисленные комнатные растения: фикусы, гибискус, герань, алое, гиппеаструм, традесканции, аспарагус и другие.  
     Уют в доме невозможен без рукотворных изделий, а это уже «изюминка» настоящей хозяйки. Вязаные скатерти, филеи, вышитые скатерти украсят любой стол. Я помню пять вышитых скатертей и три вязаных крючком. Мама вышивала наволочки для подушек, салфетки, уголки для этажерки, полотенца, простыни и другие. На стенах в рамках висели вышитые ею картины, чаще цветочные композиции. На окнах висели «выбитые» занавески в стиле ришелье. На сундуке лежал сшитый и лоскутков коврик, на полу половики и коврики. Все, как у всех, но в уюте каждого дома проявляется вкус и стиль хозяйки, умение творить красоту вокруг себя, создавать особый интерьер дома. 
     С уходом мамы не стало и родительского дома, где все собирались по праздникам, где на потолке знакома каждая трещинка, каждый сучок, где рождались мечты. Сейчас там живет другая семья.
 
ШВЕЙНАЯ МАШИНКА
 
     Свою первую швейную машинку мама купила, проработав год в школе. Ездила за ней в Челябинск вместе с подругами. Машинка была ручная, легкая и красивая, служила долго и исправно. В начале 60-х годов в доме появилась новая машинка, тоже ручная. В доме росли девочки, навыки шитья они получали на старой машинке, на новой уже уверенно шили. В магазинах детских вещей не было, и мама шила сама детские платья, маечки, шаровары, из своих старых пальто шила пальто детям. Сатин, ситец, шпатель, фланель были в местном магазине, поэтому к лету каждой шили 2-3 платья. Когда дочери подросли, стали интересоваться модой, читали журналы с выкройками, и сами стали шить себе одежду. Благодаря маме, мы не представляли свою жизнь без швейной машинки.
 
РУССКАЯ ПЕЧЬ
 
     Семья из шести человек каждый день с нетерпением ждала завтраки, обеды и ужины. В этом деле главной маминой помощницей была русская печь. Русская печь с голбцем занимала почти половину кухни. Печь топили каждый день круглый год, пока не появилась электрическая плитка, а потом газовая плита. 
     Еду мама готовила в чугунках разных объемов. В 10-литровом кипятили воду на чай, в 8-литровом варили кашу для поросенка, 5-литровый для супа, 2-3-литровом готовили каши, варили картофель на еду. В помощь маме – деревянная лопата, ухваты, клюка, сковородник. Ими она ловко жонглировала в течение дня.
     Раннее утро, а мама уже на ногах. Вставала раньше всех, топила печь. В ней с вечера приготовлены дрова и сложены клеткой, чтобы горели равномерно. Печка готова, и в нее отправляются чугунки. На завтрак готовила картошку (пюре, вареную, жареную), оладьи и блины, глазунью, котлеты, пельмени, макароны, каши, пирожки с различными начинками. 
     После завтрака в печь отправлялся чугунок с куском мяса. Он стоял в ней до обеда. На большой перемене папа или мама отлучались из школы и заправляли будущий суп картофелем и крупой и ставили обратно в печь. Когда родители и дети возвращались домой из школы, то нас ждал готовый ароматный суп. 
    В выходные в печи мама готовила вкусные разваристые каши, запеканки, горошницу, жаркое, топила молоко, запекала рыбу. Иногда запекала лук, картофель в кожуре, белую сахарную свеклу – погрысть детям. В воскресенье мама пекла домашний хлеб на хмелевых дрожжах, пекла пироги, пресные лепешки и что-нибудь к чаю: печенье, хворост, каральки, крендельки, пирожки, булочки, шаньги. Зимой по субботам все вместе стряпали мясные и капустные пельмени. Сени служили холодильником, в них хранились в кадках и бочках квашеная капуста разных видов, пельмени, хлеб, мясо.
    У мамы была своя тетрадь с кулинарными рецептами, которая время от времени пополнялась новыми. Каждый день мама, как волшебница, радовала нас вкусной едой, исполняя наши желания.
 
СУНДУК
 
    Когда мне было 6-7 лет, в нашем доме появился еще один новый, красивый, большой сундук. От него приятно пахло свежими сосновыми досками, сверху были набиты в клеточку полоски из цветной жести. Место ему определили в комнате возле печки. Этот сундук стал местом хранения самых ценных вещей. Мама хранила в нем документы, облигации, мулине, конву для вышивания, новые полотенца, скатерти, покрывала, шторы. Все это хранилось в качестве приданого, ведь в семье росли три дочери. Поэтому содержимое сундука периодически пополнялось. Для этого 1-2 раза в год ездили за покупками в Шадринск или Тюмень.  Приобретали вещи и в местном магазине. Когда привозили свежий товар, очередь занимали с 5 часов утра. 
 
ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ
 
    Шубы у мамы не было, зимой спасало длинное драповое пальто, пуховая шаль, валенки. Пальто она носила десять лет, потом покупали новое, более современное или заказывали в ателье в Шадринске. В морозы, если надо было идти на совещание в с.Мехонское, одевала дополнительно большую шерстяную шаль.  
    В марте на смену пальто приходила плюшевая жакетка – тоже пальто, только короче. На ноги одевала валенки с галошами – лучше не придумать в весенние дни с большими перепадами температуры воздуха. 
    В апреле мама носила драповое пальто из толстой ткани, на голове белую вязаную шаль, на ногах кожаные сапоги.
    В мае  в ветреную погоду спасал прорезиненный плащ и кашемировая шаль.    В теплые деньки носила легкое пальто из тонкой шерстяной ткани и легкий шерстяной платок. В конце мая одевала пиджак с платьем или костюм.
     Ежедневно в школе на маму смотрели десятки глаз учеников. Она предпочитала носить платья из шерстяной ткани темных тонов с белым съемным воротником. Для теплой погоды было светло синее платье, сарафан с блузками, для жаркой погоды пестрое платье из крепдешина. Имелся в гардеробе и классический костюм на подкладе и юбка- плиссе. За вещами мама ухаживала, носила аккуратно, поэтому вещи служили долго.
     В конце 60-х годов мамин гардероб пополнился двумя современными костюмами: легкий летний костюм из шелка и костюм из импортной шерстяной рельефной ткани вишневого цвета. В них она ездила на учительские конференции. 
    История покупки вишневого костюма была интересной. Папа поехал в Ленинград по учительской путевке. В одном магазине – ателье он обратил внимание на красивый костюм – полуфабрикат на одном из манекенов. Решил – надо брать. Но продавец объяснила, что костюм нужно примерить, а потом его подгонят по фигуре и сошьют в течение дня. Что же делать, ведь жена дома? Папа не растерялся и присмотрел среди покупательниц женщину с фигурой, похожей на мамину. Она не отказалась и примерила его. Так у мамы появился красивый дорогой костюм, о котором в то время мечтала каждая женщина.
 
    Тихая, скромная, незаметная труженица, а поле ее деятельности – начальная школа. Каждый ученик – росток , который требует бережного отношения и внимания. И у мамы в голове был выстроен свой свод правил, которому она следовала всю свою жизнь. Запрещается лгать, воровать, сплетничать, завидовать, унижать, браниться. Для нас, детей, она была примером честности и порядочности, примером отношения к работе и семье.
Горькова Раиса Ивановна, с.Звериноголовское

Комментарии

40 лет назад последний школьный звонок прозвучал для Анатолия Уржунцева и его одноклассников

Все новости рубрики Люди наших сёл