Были ваши – стали наши

Доверчивые жители Звериноголовского округа пополняют карманы мошенников.

   Подходит к концу очередной год. Кому то он принес радость приобретения, а кому то горечь финансовых потерь. В материале расскажем о том, как доверчивые жители Звериноголовского округа пополняют карманы мошенников.

ТЕЛЕФОН. ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
 
     С развитием современных технологий, каждый шаг человека становится частью информационной сферы. Даже самые простые вещи уже давно стали элементами электронного мира. С чего начинается ваш день? Большинство согласятся, что не с завтрака, а с проверки мессенжеров, электронной почты или социальной сети. Мы берем в руки телефон и не задумываемся, что сегодня именно в телефоне сосредоточена наша жизнь. Личные фото, копии документов, скрины паролей (чтобы не забыть), а сколько программ работают через телефон нам в помощь. Не деле телефон является не только помощником, но и источником опасности, грозящей нам потерей того, что имеем в кошельке и  не только. Развитие сферы компьютерной информации только набирает обороты, и, вполне возможно, что в скором будущем личное окончательно станет публичным. Именно этим активно пользуются злоумышленники.
   Так называемое IT -мошенничество (с использованием компьютерных технологий) набирает обороты. Так по данным УМВД России по Курганской области, за прошлый год обманутые IT-мошенниками доверчивые зауральцы пополнили их преступный бюджет на 145 млн рублей. И хотя с начала специальной операции на Украине в регионе сократилось число зарегистрированных фактов IT-мошенничества, они имеют место. 
     В этом году пополнили кошельки мошенников и наши с вами земляки – жители Звериноголовского округа на сумму, более одного миллиона рублей. По данным отдела полиции «Звериноголовское» в 2022 году возбуждено 6 уголовных дел по факту преступлений, совершенных с использованием IT- технологий. За 2021 году было возбуждено 10 аналогичных уголовных дел.
 
ЗНАЛИ, ЧИТАЛИ, НО…
 
    Сколько бы ни писала районная газета предупреждений об уловках мошенников, сколько бы листовок не раздавали населению и бесед не проводили сотрудники полиции, цифры говорят сами за себя: мы продолжаем вестись на уловки преступников и продолжаем пополнять их карманы.
 - Для противодействия таким преступлениям сотрудниками полиции проводятся  профилактические беседы с гражданами, в ходе которых ведут разъяснительную работу с населением о специфике таких преступных деяний, рассказывают, как не стать их жертвой, раздают профилактические памятки, - отмечает следователь ОП «Звериноголовское» Татьяна Коваленко. - Однако, отмечаются факты, когда потерпевшие, пренебрегая рекомендациям полицейских, все равно переводят деньги на счета злоумышленников.
   В большинстве случаев, когда дело уже сделано, выясняется, что потерпевшие знали, читали, слышали о подобных видах мошенничества, но в нужный момент инстинкт самосохранения не сработал, и из головы вылетели все предупреждения. 
 
КОШЕЛЕК ИЛИ ЖИЗНЬ?
 
     Конечно, что сказать, мошенники затрагивают «за живое». Несколько лет назад преобладала традиционная схема, когда злоумышленник звонил на телефон и представлялся, например,  сотрудником полиции или иных правоохранительных структур, и сообщал о том, что якобы ваш сын, муж, брат, стал виновником смертельного ДТП, и, чтобы «сгладить» его вину, нужно перечислить N-ую сумму. Не все, конечно, попадались, ведь у некоторых не было ни сыновей, ни мужей, например. Но были и те, кто, обезумев от ужаса происходящего и испугавшись за родного человека, были согласны на все. Этой растерянностью, страхом и пользовались преступники, заставляя бежать в банкомат, перечислять деньги или сообщать пароли и коды.
     Сейчас такой вид обмана «не пользуется спросом», в основном, мошенники манипулируют боязнью людей за сохранность своих средств на банковских картах. Здесь все решают первые минуты разговора. Преступник на другом конце провода, как опытный психолог, анализирует вашу реакцию и в соответствии с ней продолжает дальнейший разговор, неустанно напоминая, что это срочно, это важно, дорога каждая минута, или вы все потеряете. Представьте ужас потерпевшего, когда ему сообщают, что именно сейчас, именно в эту секунду кто-то пытается похитить его накопления с банковского счета. А если потерпевший – пожилой человек, то здесь волнение утраивается, и способность на разумный анализ происходящего теряется.
 
ПО-КРУПНОМУ
 
    Так и получилось с пожилой жительницей п.Искра. Этот печальный случай произошел совсем недавно, в первых числах декабря. Ей позвонили с незнакомого номера, представились сотрудником банка и сообщили о том, что имеющиеся на ее счету сбережения в страшной опасности, и кто-то пытается их снять.Чтобы спасти деньги, нужно срочно переоформить счет, а имеющиеся на нем деньги снять и положить на так называемый «страховой» безопасный счет. А после этого открыть новый счет. 
    Мошенник, для большей убедительности, сказал потерпевшей, что ей нужно поговорить с «прокурором области», при этом он назвал данные реально существующего и работающего в органах человека. После на телефон женщины поступил звонок, мошенники использовали так называемые «подменные «номера, и далее разговор вел, якобы, заместитель прокурора. Мошенник убедил женщину поехать в банкомат, снять деньги и положить их на другой счет.  
    Поскольку банковского отделения в поселке, где проживает потерпевшая, нет, пенсионерка наняла такси и отправилась в Куртамыш. При этом мужчина был очень убедителен, говорил уверенно и предупредил о том, что она никому не должна сообщать о том, куда и зачем едет. В банке, если ее спросят, зачем снимает такие суммы, должна сказать, что хочет купить машину. В Куртамыше в отделении банка женщина сняла часть денег. Затем через банкомат положила снятые деньги на продиктованный аферистами «безопасный» счет. 
     Злоумышленники постоянно поддерживали с ней связь. Почувствовав, что в их руках доверчивая пожилая женщина, не остановились на достигнутом. Они вызвали ей такси, на котором она приехала из Куртамыша в Курган, где продолжила операции с деньгами. В какой-то момент женщина засомневалась, не мошенники ли они, но говоривший с ней мужчина, якобы зампрокурора, сказал, что возбудит в отношении нее уголовное дело. Испугавшись, она последовала к банкомату. Когда все деньги были переведены на нужные им счета, они вновь вызвали ей такси, на котором женщина, уверенная в том, что ее деньги в надежном месте, вернулась домой в поселок.
    Дома женщина решила убедиться в «сохранности» сбережений. Она позвонила по сохранившемуся у ней номеру телефона, который действительно принадлежал  правоохранительным органам и попросила пригласить того самого сотрудника, именем которого и назвались мошенники, чтобы убедиться в сохранности сбережений. Ей сообщили, что она попалась на уловки мошенников.Доверившись незнакомцам, потерпевшая лишилась всех своих сбережений. Общая сумма материального ущерба составила 920 тысяч рублей. Пожилая женщина до сих пор не осознала, что стала жертвой мошенников.
    По данному факту следователем отделения полиции «Звериноголовское» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 УК РФ (Мошенничество с причинением крупного ущерба). Санкция статьи предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.
 
С МИРУ ПО НИТКЕ
 
    В августе текущего года пострадала от рук мошенников еще одна женщина – жительница 
с.Озерное. Ей позвонили с номера 8-495…, представились сотрудником одного из крупных банков и сообщили, что на имя женщины в Самарской области была сделана заявка на получение кредитной карты. Чтобы отменить заявку и сохранить имеющиеся на счету женщины средства, необходимо их срочно перевести на временный счет, и потом они вернутся обратно. Далее мошенники предложили общаться через приложение WhatsApp и перезвонили уже с другого номера телефона 8-991... Мужчина представился, следуя указаниям мошенника, женщина зашла в приложение СбербанкОнлайн на своем телефоне и перевела на указанный счет 25 000 рублей. 
   По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (Мошенничество с причинением значительного ущерба). 
 
ВМЕСТЕ В ГОРЕ И В РАДОСТИ
 
     В ноябре текущего года на телефон жителя с.Звериноголовское позвонил мужчина и представился сотрудником одного из банков. Он сообщил, что с имеющейся у потерпевшего карты данного банка мошенники пытаются снять средства, и их нужно спасать. Звонивший поинтересовался, есть ли у него еще какие-то карты, и мужчина, полностью доверившись звонившему, сообщил, что у него есть еще и карта супруги. Мошенник заверил, что необходимо срочно перевыпустить эти карты, чтобы деньги не украли. Он запросили все данные карт, при этом доверчивый потерпевший сообщил не только данные, но и коды, написанные с обратной стороны карт. Далее на телефон потерпевшего приходили СМС с паролями, необходимыми для перевода средств. То есть сам потерпевший переводов не совершал, их совершал мошенник, вводя пароли, которые им сообщал потерпевший. Затем мужчина зашел через приложение на своем телефоне, проверить балансы карт и выяснил, что с его карты были списаны 45 000 руб. и с карты жены 40 000 руб. И он понял, что стал жертвой мошенников.
     По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 158 УК РФ (Кража с банковской карты). 
 
     Нужно отметить, что от рук мошенников страдают не только доверчивые пожилые люди, но и вполне грамотные люди среднего возраста. Так, например, потерпевшему мужчине 45 лет, при этом о существовании такого вида мошенничества он знал, но в нужный момент не учел возможные риски.
     Сотрудники полиции в очередной раз призывают не предпринимать никаких действий с денежными средствами по указанию незнакомых лиц. Проведите беседы в семье, поговорите с мужем, женой, с пожилыми родителями, бабушками и дедушками. Если поступил подобный звонок, не бойтесь положить трубку, позвоните своим близким и посоветуйтесь. 
     Факты показывают, что от рук мошенников страдают не какие- то далекие, чужие люди, а наши земляки, наши знакомые. Сегодня обманули соседку, а завтра обманутым может оказаться ваш родной человек. Будьте бдительны.
 
простые правила, чтобы не стать жертвой «сотовых мошенников»:
 
• не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров, в особенности начинающихся с цифр 8-495, 8-499, 8-800;
 
• у преступников есть БАЗЫ ДАННЫХ НОМЕРОВ абонентов сотовых операторов и базы данных банковских карт. Они знают ваши фамилию, имя, отчество, номер телефона и что у вас есть банковская карта в определенном банке. МОШЕННИКИ УМЕЮТ ХОРОШО УБЕЖДАТЬ и обладают навыками психологического воздействия.
 
• при совершении сделок купли-продажи с помощью интернет-сайтов частных объявлений НЕ СООБЩАЙТЕ незнакомым лицам РЕКВИЗИТЫ вашей банковской карты и ПАРОЛЬ, который приходит в СМС-сообщении. Паролем интересуются только мошенники.
 
• вам предложили компенсацию за приобретенный вами ранее некачественный товар (медицинские аппараты, лекарства) или услуги, но для этого просят оплатить часть расходов, связанных с компенсацией. НЕ ДЕЛАЙТЕ никаких пред оплат. Запомните – это мошенники.
 
• чаще звонящий представляется сотрудником банка и сообщает о блокировке вашей карты или списании денежных средств. При любых сомнениях, позвоните в службу поддержки клиентов вашего банка по телефону, указанному на обратной стороне вашей карты. Помните, сотрудники банка работают с клиентами только при непосредственном обращении.
 
•  при любых сомнениях, положите трубку телефона, отключите звонок и свяжитесь с вашими родственниками. 
 
 По данным ОП «Звериноголовское» в 2022 году возбуждено 6 уголовных дел по факту преступлений, совершенных с использованием IT- технологий. Жители округа пополнили карман мошенников на сумму более 1 млн рублей.
 
Марина Орлова, по инф.ОП«Звериноголовское»

Комментарии

Граждане выполнившие нормативы комплекса ГТО получат знаки к августу 2024 года.

Отмена судебного приказа является лишь временным способом уйти от взыскания долга.

3 мая все с замиранием ждали новостей с места тушения ландшафтного пожара вблизи с.Озерное.

Все новости рубрики Новости