Письма с фронта

В годы войны почта была единственной нитью, связывающей фронт с родными.

 Письма с фронта. Раскаленные строки прошли по сердцам миллионов. Их помнят до каждой буквы, их берегут, как самое дорогое, что осталось в память о любимых и близких, о тех, с кем не суждено было испытать радость 
долгожданной встречи. В годы войны почта была единственной нитью, связывающей фронт с родными. В каждом доме, в каждой семье ждали весточку – солдатский треугольник. Фронтовики бережно хранили письма из дома – именно они помогали им отважно сражаться. Письма с фронта в историческом музее с. Звериноголовского - это уникальные экспонаты. Голоса из прошлого, голоса тех, кому не суждено было вернуться с поля боя, а ведь они верили в победу и жили под пулями, думая о доме, о своих родных.
 Все письма начинаются с приветствия и пожеланий здоровья и благополучия. В каждом ярко выражена вера в победу и желание бойца вернуться к мирной жизни. В одном из писем солдат советует о том, как распорядится с хозяйством: какую корову оставить, а какую заколоть на зиму. Забота, тоска по родным в каждой строчке, в каждом письме:  «Пожалуйста, пришлите мне ваши фотографии, я на вас перед боем буду смотреть, и мне будет не так тоскливо», - написал боец Градов своей дочери Зиночке.    
 «Лида, ты молодец, что вступила в комсомол, теперь ты должна выполнять много задач, поставленных комсомолом и это теперь главное в твоей жизни» такие наставления даёт брат с фронта. 
     26 ноября 1941 года
     …Мы оставили Курган и доехали на поезде до станции Грязовец Вологодской области. Отдохнули два дня и совершили марш по направлению к фронту. Марш продолжался 4 суток, временами шли круглые сутки. В настоящее время мы на привале в одной из деревень, до фронта еще далеко, но полоса уже фронтовая.
     …В деревнях ужасная картина. Нас встречают и провожают только старики и малые дети. Женщины и девчата мобилизованы для рытья окопов. Здесь неурожай, хлеба не найдешь…
13 декабря 1941 года (последнее письмо)
     …Мы передвинулись на следующее место, куда и почему, вы знать не будете – это военная тайна…Пошли посылку: сухарей и табаку, больше ничего не надо получили валенки. Через некоторое время двинемся дальше, так что моя жизнь меняется каждый день…У нас здесь сильные снега и бураны…
Хлызов Иван Яковлевич, Лесозавод. Погиб 4 января 1942 года под Ржевом.
     Стихотворные строчки послал домой боец Михаил Петров.  27 января 1944 г. он погиб от ран. Не дождались его родители, в музей его письма передала  мама Акулина Устиновна.
     20 октября 1943 года
« На память отцу»
Придёт тот день, и мы вернёмся.
Придёт тот час, когда опять
Мы в семью нашу возвратимся,
Ты будешь нас опять встречать.
Построим жизнь тебе, как надо,
Получишь ты себе покой.
Сейчас же мы помочь не можем,
Идём за счастье наше в бой.
Как трудно быть отцом в то время,
Когда не знаешь, жив ли сын.
Так знай, отец, в любых сраженьях
Не опозорю я седин.
И пусть считают, что погиб я.
Не верь тем слухам, я вернусь!
Приду к тебе, ты только жди.
Пусть знают все семью Петровых
И жизнь для них вся впереди!
     25 ноября 1943 года
     …Бои идут почти без перерыва. Я жив, здоров, хотя и сам нередко удивляюсь этому. Озверели немцы. Чувствуют близкий конец и чуть ли не зубами цепляются за каждый клочок земли. Но наши ребята крепкие. Понемногу, но пробиваемся вперед.
     25 августа 1944 года
…Ну вот мы и у границы Восточной Пруссии. Перемен в моей жизни нет. Получил долгожданную весточку от сынка Коли. Хоть и не воюет, но служит исправно. Скоро уже война кончится, и заживем мы счастливой жизнью. У вас там самая страда. Тяжело без мужицких рук, но потерпите, скоро уж придем по домам.
     Полевая почта Лаврентьев Михаил Алексеевич. с.Звериноголовское. Не довелось солдату дойти до своего дома. 21 октября 1944 г. он пал смертью храбрых в г.Пыльватки.
       Письмо с тёплыми пожеланиями и уверениями в скорой Победе получила Александра Яковлевна Рудой от своего мужа:
  «А я на фронте в борьбе с фашистами - немецкими оккупантами ещё утрою свою месть и буду их уничтожать до последней гитлеровской собаки…».
     Письма из дома были для бойцов радостью, и как они сами писали - праздником. Многие просили выслать фотографии из дома. Очень редко в письмах жаловались, понимая, что в тылу тоже трудно. Есть письма с откровенными рассуждениями о жизни и смерти. Вот такими размышлениями поделился Лёня Колов со своим братом Иваном.
      «8 января 1944 года 
     Брат Ваня, Здравствуй! Предаю тебе свой привет, наилучшие пожелания и своё солдатское спасибо! Твои письма для меня редкость и составляют нечто вроде праздника. С их получением, становится отрадней на душе, и сразу узнаёшь, что нужно жить и есть для чего жить. Для одной встречи не жалко прожить лет  десять, а потом ещё лет пятнадцать за потерянное во время войны. Ни походы, ни битвы, ни ранения, ни постоянная угроза смерти не могут заставить забыть о том, что вся жизнь впереди, что есть для чего бороться и есть для кого жить. Вроде недавно расстались с тобой, а прошло то уже  три с половиной года. Вот присмотришься к жизни внимательно, а пролетает время золотое, дни молодые, видишь, что вся твоя жизнь и молодость обагрены кровью, ты до сих пор не приспособленный человек к жизни и к человеческому обществу  - зло неисчислимо льётся из всего существа твоего. Думаешь:  « На кой чёрт нужна слава, богатство, и т.п. дребедень! Ведь жизнь одна и судьба её решается сейчас.»  За жизнь и жизнь отдать можно, но нужно оговориться, что и самому хочется пожить, а не существовать. А мне всего лишь 21 год. И что будет дальше? А враг проклятый над родом человеческим глумится. Сколько он загубил таких жизней» Митька Шамандрак погиб, Егор Терещенко тоже . А сколько людей невинных ленинградцев погибло! Стариков и женщин! Но он не унимается, бьёт по городу безжалостно. Ежедневно взрывает, убивает, уродует мирных людей. Я говорю о себе, значит, я имею ввиду, многих,   с такой же долей. Мстить за всё буду. За кровь свою дважды пролитую, за отца с матерью – за их преждевременную старость, за народ, за Ленинград, за Родину! Нет покоя мне, и не будет пока враг не добит. О себе забыть нужно и о жизни своей могу сказать она по - военному всем обеспечена.
     Ну, пока! Жму руку! С приветом твой брат Лёня.»
     11 февраля 1944 года, письмо родным
…У меня все хорошо, вот только письма из дому до меня не доходят. Был ранен в голову, но теперь опять здоров, лишился левого глаза, но это не беда, все равно продолжаю бить фашистов.
     После писем больше не было. Но двадцать лет мать и сестра продолжали верить, что Леня жив. Но пришло письмо из Молдавии. Сержант Леонид Колов умер в полевом госпитале  3 мая 1944 г, похоронен в братской могиле в с.Ближнехуторское.
     7 марта 1944 года
     … Привет с фронта своим родным. Здравствуйте, папа и мама, а также сестры и братья. Сообщаю вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Обо мне не беспокойтесь, я живу хорошо, бью немцев, каждый шаг приближает нас к часу, когда немец будет уничтожен и с победой я вернусь к вам. Немец, не тот, что был в начале войны, он намного слабее стал. Вместе с моими товарищами мы очищаем каждую пядь земли от фашистской нечисти…
     Рядовой стрелок Миндагулов Абдул, уроженец с.Зверинка. Убит 1 мая 1944 года, похоронен в братской могиле в Витебской области.
     Фронтовые письма - это живая память. Никто не забыт, ничто не забыто! Да будет так!
По материалам мемориального исторического музея с. Звериноголовского и районных Книг Памяти.
 
 Многие семьи хранят письма с фронта. Современная техника даёт нам возможность сделать копию любого документа и сохранить информацию для потомков о доблестных защитниках отечества. Огромная благодарность родственникам, которые приносят в музей целые альбомы копий документов, фотографий.
 
 

Комментарии

О состоянии оперативной обстановки на территории Звериноголовского округа за 2022 год.

Звериноголовский районный суд подводит итоги работы за минувший 2022 год.

«Ростелеком» в Зауралье полностью завершил цифровизацию сетей связи для сельских поселений.

Все новости рубрики Общество