Максим Белоногов: «Мы изобрели такси заново»

Основатель «Максим» — о стартапах, сотрудничестве с учебными заведениями и ответственности бизнеса

Максим, в недавнем интервью журналу Forbes Вы сказали: «Мы никогда не думали про инвестиции: когда мы стартовали, то не знали таких слов». И пояснили, что сервис «Максим» вошел в тройку крупнейших агрегаторов такси в России без привлечения инвестиций. Насколько просто следовать Вашему примеру начинающим предпринимателям региона? И стоит ли это делать?

-  Была бы инициатива, а вариантов ее реализовать при сильном желании - масса. Во многих городах теперь есть бизнес-инкубаторы. Есть венчурные акселераторы и частные инвесторы, которые могут помочь. Сейчас время стартапов и быстрых денег.

Другой путь — самому маленькими шажками растить свой стартап, зарабатывать с самой первой продажи. Этот путь долгий и трудный, но, может быть, и самый надежный. В любой сфере можно предложить новое или просто сделать что-то лучше других и на этом заработать.

Мы 16 лет назад изобретали такси заново, потому что оно работало плохо. Стартовали недорого: у нас было несколько компьютеров, операторов и номер телефона в Шадринске. Нашим ноу-хау была автоматизация работы операторов контакт-центра и водителей. Своими силами разрабатывали отраслевое программное обеспечение, строили самолет на лету. Подобного сервиса другие компании не предоставляли, и сарафанное радио быстро создало нам известность.

Все заработанные деньги шаг за шагом вкладывали в модернизацию и открытие подразделений в других городах. У нас было время и право на ошибки. На ошибках учились, а время дало нам возможность построить федеральную сеть к моменту, когда IT-инфраструктурой такси в России заинтересовались крупные инвесторы.

«Максим» — технологическая компания, мы айтишники, у нас нет ни одного автомобиля такси в собственности, и в то же время в мире с нами сотрудничает больше миллиона перевозчиков.

— Многие говорят, что для развития бизнеса нужно уезжать в крупные города, только там есть перспективы. Как Вы это расцениваете? Почему сами не уехали, остаетесь в Кургане?

—  Многие при этом забывают, что чем дальше от дома, тем дороже и сложнее приходится, особенно на первых шагах. В незнакомом месте другие люди, другая культура, другой круг общения. В крупных городах и конкуренция больше. Все эти вещи в начале пути создают ненужные трудности, без которых и так хватает забот.

В своем городе все равно есть какие-то связи, друзья, единомышленники, с которыми можно избежать лишних трат. Например, первый логотип компании нам по дружбе сделал дизайнер курганской газеты бесплатно. Сейчас он работает у нас главным дизайнером.

Когда компания начала расти, у нас уже не было необходимости куда-то переезжать. Управлять бизнесом можно и отсюда, мы не отрезаны от мира. Кстати, у многих международных компаний головной офис в маленьких городках находится. Курган — компактный и в этом плане тоже удобный город. Здесь очень красивая природа. Когда хочется новых впечатлений, мы путешествуем и каждый раз возвращаемся домой.

Как бы Вы охарактеризовали климат для развития бизнеса в Курганской области в настоящее время? Как он менялся в последние годы? Что надо делать для его улучшения?

—  Экономический климат же по-разному влияет на разные бизнесы. Кризис 2008 года для одних был концом, для других — драйвером. Жизнь при любых условиях продолжается. Бизнес по своей природе обязан быть гибким.

В России количество городов, где работает наш сервис, приближается к 500. И мы видим, что от Калининграда до Петропавловска-Камчатского условия для предпринимательства более-менее одинаковые. В каких-то регионах их еще ухудшают, в некоторых действительно пытаются что-то улучшить — зависит от руководителей.

В Курганской области накопилась своя проблематика, ей сейчас занимаются. Губернатор Вадим Шумков познакомился с нашей компанией, когда еще работал в Тюмени и на своем посту оказывал поддержку высокотехнологичным предприятиям, занимался привлечением инвестиций. Сейчас такую же поддержку от его администрации мы получаем здесь, как, наверно, и другие организации. Без роста бизнеса невозможно социальное развитие региона.

Насколько, на Ваш взгляд, для бизнеса важно быть социально ориентированным?

—  Всегда первична экономика. Задача бизнеса делать деньги и под это создавать рабочие места. Имея работу, получая достойную плату за нее, люди перестают нуждаться в социальных пособиях и льготах. Они становятся способны покупать не что им дают, а что им нужно, пользоваться качественными услугами. Это запускает конкуренцию и новые бизнесы. Налоги от бизнеса позволяют строить больницы, детсады, парки, дороги, благоустраивать жизнь, помогать нуждающимся. Наоборот — не работает. Попытки выйти за эту логику приводят к печальным последствиям и для компаний, и для общества. Мы проходили этот порочный круг, когда предприятия строили объекты соцкультбыта, потом вынуждены были передать их на баланс муниципалитета, который не мог их содержать.

Для бизнеса важно быть ответственным за качество услуги и возможные последствия. Например, в 2017 году сервис заказа такси «Максим» добровольно ввел материальную защиту пассажиров и водителей во всех городах РФ. Программа гарантирует помощь в случае дорожно-транспортных и других происшествий во время выполнения заказов, в том числе по вине третьих лиц, повлекших вред здоровью и жизни. Это значит, что «Максим» позаботится о пользователях практически во всех ситуациях. Ни один закон не обязывал нас это делать, это наше решение.

Говоря о социальной ответственности бизнеса, стоит отметить, что благодаря вашей компании многие специалисты остаются в Курганской области. Вы создаете здесь рабочие места. Это важно для региона не только с точки зрения экономики, но и социальной политики. Кроме того, вы поддерживаете и региональную сферу образования — сотрудничаете с учебными заведениями области, помогаете в подготовке кадров. Насколько приоритетным Вы считаете для себя решение этих задач? И, в целом, насколько обязательной должна быть подобная деятельность для успешно работающих компаний?

—  Это происходит в силу потребности. В Кургане вместе с Шадринском у нас 3000 сотрудников — половина всего штата, работающего в 16 странах. Самое большое после контакт-центра подразделение — это IT. Оно занимается разработкой программного обеспечения для операторов, управления бизнесом такси, корпоративных задач и коммуникаций, мобильными приложениями для пассажиров и водителей, сайтами, операционными системами, строительством и монтажом оборудования, техподдержкой. Все наши технологии масштабируются, экспортируются — постоянно нужны классные специалисты под эти задачи. Мы собрали лучших айтишников в Кургане, платим им конкурентную по стране зарплату, открыли IT-подразделения в других городах и странах, и нам не хватает.

Мы начали сотрудничать с учебными заведениями, готовить себе больше кадров дома. Например, софинансируем программу мероприятий по обновлению и модернизации материально-технической базы Курганского технологического колледжа. В этом году в Курганском государственном университете за свой счет начинаем реконструкцию аудитории кафедры программного обеспечения. Давно и много сотрудничаем с ними в плане экскурсий, практики и экспертизы на экзаменах и защитах. Сейчас думаем, как можем расширить взаимодействие, чтобы выпускники были лучше подготовлены и целенаправленно шли работать к нам.

И это мы говорим только об IT. Примерно то же самое происходит у нас со специалистами в самых разных областях знаний, от дизайна до энергетики.

 В том же интервью Forbes, говоря об открытии дополнительных бизнесов, Вы сказали: «Я теперь к этим бизнесам отношусь как к недоразумению». Тем не менее, в свое время Вы спасли от долгов недееспособную на тот момент региональную авиакомпанию «СИБИА», сейчас она успешно работает. На ее базе открыли авиационно-учебный центр «СИБИА-ТРЕЙНИНГ». Вложились в фабрику «Славянка», которая из маленькой кондитерской стала одним из крупнейших производителей на Урале. Что побуждало Вас брать на себя эти проекты? И как Вы сейчас оцениваете результаты проделанной работы, в том числе с точки зрения ее значимости для Курганской области?

—  Мысль была про то, что для бизнеса лучше сосредоточиться на одном направлении, а не распылять внимание и ресурсы. Увлечения должны оставаться увлечениями, но у меня так получается, что они тоже становятся в итоге бизнесом. Когда погружаешься в тему, интересно сделать из этого нечто большее.

Например, в арктической экспедиции на новом вездеходе «Бурлак» мы увидели, что людям на Севере нужна такая машина, и открыли производство. Наши вездеходы уже работают в Чукотском, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Республике Коми, отправляется машина в Антарктиду — география постоянно растет.

Когда с компаньоном учились летать, удивились плачевному положению авиаспортклуба. Представьте: и денег на поддержание материально-технической базы не дают, и зарабатывать для выполнения уставных задач не позволяют. По всей стране авиаспортклубы разваливались, все растаскивали на металлолом. Появился спортивный интерес добиться права для государственной авиации летать. Добились с нашими юристами.

В итоге в Курганской области сохранилась, значительно увеличилась и работает теперь на всей территории Уральского федерального округа своя малая авиация, есть свои летчики. Действует авиаспортклуб с опытными инструкторами, которые помогают людям из разных регионов осуществить мечту — совершить прыжок с парашютом. Наш авиационно-учебный центр «СИБИА-ТРЕЙНИНГ» стал вторым образовательным учреждением по подготовке пилотов гражданской авиации в УФО. Быть авиационным регионом — это же хорошо.

 Что можете посоветовать начинающим предпринимателям Зауралья для того, чтобы достигать успехов в бизнесе?

—  Оптимизма и упорства. Построить компанию можно откуда угодно, совсем необязательно для этого уезжать. Силы надо искать внутри себя. Нужно стараться заразить команду своим энтузиазмом, много работать, быть примером. Воспитывая в себе лидерство, надо уметь и делиться полномочиями с единомышленниками, чтобы они тоже росли профессионально и личностно. На таких людей можно будет опереться и добиться большего.

Константин Сапунов. Фото «БункерМедиа».

Источник: 
http://nm45.ru/news/obshchestvo/maksim-belonogov-my-izobreli-taksi-zanovo