Мечтал о небе, а подружился с морем

28 февраля отмечает 75-летний юбилей Кандалов Александр Михайлович. А накануне праздника 23 февраля

     Срочная служба в армии, в какие бы годы она не проходила, на всю жизнь остается в памяти мужчин. В большинстве случаев, они хранят эту память где-то в глубине души, лишь изредка и только по случаю, доставая по частицам. По своей инициативе наши папы, дедушки, мужья и не расскажут об этом никогда. Но стоит вам проявить интерес и спросить о чем-то из той поры, как клубок памяти начинает разворачиваться. И поверьте, вы узнаете много интересного.
       Так и произошло со мной накануне праздника 23 февраля, что-то подтолкнуло поговорить с папой, расспросить об армейских годах. Все, что он мне рассказал, будет теперь и в моей памяти.
     Мой папа, Александр Михайлович Кандалов, ушел в армию в 1967 году и в течение трех лет проходил службу в подводных силах Балтийского флота. Быть подводником он не планировал. Как и многие мальчишки того времени, мечтал о  небе, хотел быть летчиком,  да и его мама хотела видеть сына военным. Но все пошло не по плану. 
     После окончания школы, он вместе с другом, решил поступать в Свердловское пожарно-техническое училище. Парни уже и экзамены сдали, и в общежитие заселились, но приехала бабушка друга и уговорила вернуться  домой.  Время для поступления в другое учебное заведение было упущено и молодые люди, вернувшись, устроились работать в Звериноголовский пищекомбинат подсобными рабочими – развозили пряники на лошади по имени Майка.
      На следующий год папа все-таки вернулся к своей мечте о небе и решил поступать в Челябинское высшее авиационное училище на штурмана, но планы изменили внезапно-возникшие проблемы личного характера. Махнув на все рукой, он решил идти в Армию. 
     Военком, посмотрев на послужной список дважды неудавшегося студента, сказал: «Отправлю тебя служить туда, где Макар телят не пас - будешь подводником».  Это решение парня не испугало, ведь молодость азартна и беспечна, скорее, будущее место службы вызвало интерес. Вот так и получилось, что мечту о голубом  небе,он сменил, на реальность с синим морем.
     Призывник попал в городКронштадт – самый отдаленный пригород Ленинграда (не обманул военком). Сначала 8 месяцев подготовки в учебном отряде подводного плавания для прохождения службы на самой современной торпедно-ракетной крейсерской лодке К-25, 670-го проекта. По окончании учебы, отец получил специальность«механик-турбинист»- одну из самых ответственных и опасных на подводной лодке, ведь место службы находится у самого сердца подлодки – ядерного реактора. 
     После учебного отряда команда подготовленных моряков отправилась в г.Горький (Нижний Новгород) за новой подлодкой. На ней по Беломорканалу они передвинулись в г.Северодвинск, где расположена военно-морская база Северного флота. Но подняться на поверхность подлодке не дал толстый слой льда, и тогда взяли курс на Североморск – пункт базирования Северного флота ВМФ.
     И начались флотские будни. Команда подводной лодки состояла из 90 человек. На два месяца  они уходили на боевое дежурство, задача которого - патрулирование участка моря в полной готовности, и лодку готовили к нему очень тщательно. Прежде чем выйти на дежурство, необходимо было выполнить несколько боевых задач: проверка личного состава, осмотр технического состояния и чистоты подлодки, выход в море и погружение, затем отработка по тревогам, стрельбы торпедными ракетами и завершал испытания контрольный выход в море на 20 суток. 
     После пройденных заданий в лодку загружались продукты, боезапас, и только после этого она выходила на дежурство.Надо отметить, подводников кормили очень хорошо: мясо, тушенка, таранька сушеная (рыба), мед, конфеты, соки, овощи, фрукты, три раза в неделю – шашлык,  ежедневно - красное вино и шоколад.
     «Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется, -вспоминает отец. - А наша, уже современная по тому времени подлодка, была достаточно просторна, и не шла ни в какое сравнение с дизельными лодками, которые мы как-то осмотрели в ходе экскурсии. Вот там теснота. Давления воды мы тоже на себе не ощущали.  Самое страшное, что может случиться на подлодке – это авария, практически, верная смерть. Конечно, на лодке находились спасательные "колокола" для эвакуации, каждый из которых мог вынести на поверхность 5-6 человек, но здесь многое зависит от характера, главное- не поддаваться панике».
     Пару случаев, когда пришлось столкнуться с повреждениями на лодке, папа помнит до сих пор. В  одно из дежурств в 12 часов ночи прозвучала сирена – аварийная тревога. Лодка должна идти на всплытие, а находилась на глубине 200 метров. Для погружения подлодка принимает балласт – воду – в цистерны. Для всплытия балласт продувается: вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом, и лодка буквально вылетает  на поверхность. Поднялись, а там – шторм. В течение двух суток, пока шел ремонт, команду «болтало» по подлодке: - «Морская болезнь – ужасное состояние. Наверное, это еще хуже, чем умереть. Мы привязывали себя к поручням, чтобы хоть как-то удержаться и поспать. О еде даже думать не хотелось», - вспоминает   он.
     А в другой раз произошел сбой – что-то не сработало при погружении, и лодка вертикально носом пошла на глубину. А если подлодка идет, ее, как и  самолет, уже не остановить. Моряки схватились, кто за что успел, ну представьте, что ваш дом вместе с вами перевернулся вертикально. Лодка уже достигала предельной глубины и все мысленно попрощались с жизнью, но потихоньку как-то успели все-таки вырулить и привести ее в горизонтальное положение.
     Свободное время моряки проводили за просмотром кинофильмов, которые перед выходом в море сами отбирали. Но так как фильмы крутили одни и те же, то парни до такой степени вживались в жизнь киногероев, что начинали разговаривать их фразами и словами, копировать их жесты и движения. 
      После возвращения из двухмесячного плавания юношей на месяц отправляли на реабилитацию в санаторий  в городе Пярну в Эстонии. Затем – снова на лодку. После двух лет службы отец получил отпуск домой, а родители Благодарность от командования за отличную службу сына.
    В районе отца знают как выдающегося спортсмена-тяжелоатлета,  штангой он начал заниматься еще в школьные годы. Не останавливался он и во время  службы, входил в состав сборной Балтийской военно-морской базы по тяжелой атлетике,  ведь в армию он пришел уже с третьим разрядом.
     По окончании службы старшине Александру Кандалову предлагали остаться на флоте инструктором в отряде по подводному плаванию, но молодого человека манили другие дали, и он вернулся домой.Работал на Курганмашзаводе, затем вернулся в родное село Звериноголовское. Получив педагогическое образование,работал в школе преподавателем физкультуры, вел уроки НВП, затем стал директором ДЮСШ, председателем районного спортивного комитета. Но главное его достижение – тренерская работа по тяжелой атлетике, которой он занимался 27 лет, 17 из которых – на добровольной основе. Александр Михайлович является основателем тяжелой атлетики в Звериноголовском районе.  28 февраля он отметит 75-летний юбилей. Но никакие годы не властны над памятью. Оглядываясь назад, вспоминается служба, товарищи, радость молодости, и то суровое, но прекрасное время.
 
Ирина Логиновских

Комментарии

Все новости рубрики Люди наших сёл