22 декабря профессиональный праздник отмечают специалисты энергетического комплекса страны. Очень символично, что этот праздник совпал с самым коротким световым днем в году, когда на плечи энергетиков ложится самая большая нагрузка. День энергетика – праздник всех, для кого понятие «свет» и «тепло» - это не просто слова, а целая эпоха в жизни.
Куда вы обращаетесь в первую очередь, когда неожиданно у вас исчезает свет? Конечно, к диспетчеру РЭС. Ведь именно он принимает на себя все жалобы и вопросы по поводу неполадок в энергоснабжении, и именно он первый узнает о нарушениях в работе электросетей и принимает меры по их устранению.
Диспетчер - одна из самых ответственных профессий в энергетике. Он управляет всеми технологическими процессами, режимами работы сети, параметрами оборудования на подстанциях, обеспечивает его безаварийную работу, в целом, от его грамотных и оперативных действий во многом зависит бесперебойное электроснабжение потребителей. Диспетчер, в буквальном смысле, «держит руку на пульсе».
1 декабря исполнилось 30 лет, как Наталья Григорьевна Дивина работает диспетчером оперативно-дежурной группы Звериноголовского РЭС. От ее профессионализма зависит эффективность и безопасность работы оперативно-выездных бригад, а вместе от их слаженной работы – надежность электроснабжения потребителей.
Наталья Григорьевна родилась и выросла в Зверинке. После окончания школы девушка уехала в Курган, где в течение трех лет работала на заводе «Курганприбор», затем вернулась в родное село. Устроилась работать на почту, а после восемь лет работала в совхозе «Буревестник» дояркой. Кто захватил непростые 90-е годы, прекрасно помнят, как не платили зарплату, как рушились колхозы и совхозы, и людям приходилось искать новые рабочие места, чтобы прокормить семью, хоть как-то удержаться на плаву.
Вот и Наталья Григорьевна присматривала для себя новое место с достойной оплатой и стабильностью. И вот в 1993 году ей предложили занять должность «электромонтер по обслуживанию подстанции». Сложное и непонятное название, и, по словам нашей героини, если бы она раньше знала, что это за профессия, скорее всего, не рискнула бы пойти работать, ведь она далеко не всем по плечу. Вот сейчас, например, на должность диспетчера в энергосетях женщин не берут. Но молодость легка на подъем, и горы свернуть можно, да еще и зарплату хорошую пообещали.
- Когда приехали в Курган в отдел кадров устраиваться на работу, я представляла, что это за профессия, а вот мою подругу сразу испугало слово «электромонтер» и она сказала: «Нет, нет! Я не буду по опорам лазить!», - с улыбкой вспоминает Наталья Григорьевна.
1 декабря 1993 года Наталья Григорьевна заступила на должность с таким нелегким названием. В ее обязанности входил допуск дежурных бригад, переключение, подготовка рабочих мест.Проработав некоторое время, молодого специалиста перевели на должность диспетчера, который в течение дня получает огромный объем информации. Перед каждой сменой она знакомилась со всеми отклонениями от нормальной схемы электросетей, с работами, которые ведутся на линиях, трансформаторных подстанциях, изучала плановые и аварийные заявки на предстоящий день, организовывала выезд персонала на подстанции для оперативных переключений.
- Это не просто на телефоне сидеть и принимать заявки потребителя. Вызываем бригады, подготавливаем рабочие места. Когда ведутся плановые работы, мы отключаем оборудование, когда ремонт заканчивается, мы вводим оборудование в эксплуатацию, - рассказывает Наталья Григорьевна.
Все участки обозначаются на мнемосхеме – огромном информационном щите, отображающем информацию о работе различных объектов электрических сетей. И если обычному человеку эта схема ни о чем не расскажет, то перед глазами диспетчера всегда находится его зона ответственности в ее текущем состоянии.
В процессе работы Наталье Григорьевне приходится общаться не только с оперативным персоналом, но и с потребителями электроэнергии. В случае сбоя работы и во время проведения ремонтных работ телефон не умолкает ни на минуту. Ведь первый, кому звонят в случае какой-либо аварии, именно диспетчер. И здесь, при общении с людьми, которые зачастую звонят «на нервах», диспетчеру необходимо быть коммуникабельным и выдержанным.Очень важно не поддаться негативным эмоциям, а спокойно и доходчиво объяснить сложившуюся ситуацию потребителю.
При массовых отключениях электроэнергии из-за непогоды правильное распределение сил – это огромное психологическое и эмоциональное напряжение. В каждом конкретном случае время восстановления электроснабжения зависит от масштаба аварии и объема необходимых работ.
- Пока были молодыми, как - то легче относились к стрессовым ситуациям. Могли и вздремнуть на смене. Но сейчас я за рабочую смену глаз не сомкну – за все переживаю, волнуюсь, - делится Наталья Григорьевна.
Этот год стал юбилейным для нашей героини. 1 декабря - 30 лет работы в РЭС, а в марте она отметила 60 –летие. Но возраст делу – не помеха, считает Наталья Григорьевна, и о пенсии даже не задумывается. Есть силы и желание работать, быть в общении с коллегами, быть в курсе событий. За проработанные 30 лет ею накоплен богатый опыт, она познала все тонкости этой неженской работы. И, оглядываясь назад, удивляется, как все же ей хватило смелости и уверенности в выборе профессии, о котором она ни разу не пожалела.
Звериноголовский РЭС имеет ремонтно-производственную базу,
два участка распредсетей – Звериноголовский и Прорывинский.
На балансе РЭС находятся с.Звериноголовское, с.Прорывное, с.Труд и Знание, санаторий
«Сосновая Роща»,
д.Красногорка.
Ирина Логиновских
Комментарии