"Чинит" людей и "лечит" фотоаппараты

Александр Меркулов интересуется различной ретро техникой и коллекционирует её.

Врач-хирург, заведующий хирургическим отделением Звериноголовской ЦРБ - Александр Меркулов не только знает анатомию человека, но и интересуется различной ретро техникой и коллекционирует её.

  В коллекции Александра Николаевича около 150 фотокамер и это ещё без учёта кинокамер, часов, радиоприёмников и объективов. Коллекция формируется примерно с 1980 года, до этого времени в семье Меркуловых был единственный фотоаппарат «Любитель-2». Сейчас же среди его экспонатов марки: «Зенит», «ФЭД», «Ломо», «Киев», «Зоркий», «Нарцисс», «Искра», «Алмаз», «Старт» - и это далеко не весь список, причём от каждой марки в коллекции представлено по несколько моделей. Интерес  к подобного рода аппаратам, Александр Николаевич унаследовал от отца -кинотехника. «Говорить и фотографировать я начал одновременно»,  – шутит коллекционер.
     До настоящего времени коллекция растёт и процветает, но с каждым разом становится всё сложнее найти что-то подходящее. Обычно находки обнаруживаются в комиссионных магазинах или через знакомых, нередко в нерабочем состоянии, но Александр Николаевич возвращает их в строй, что тоже непросто, порой из нескольких фотокамер удаётся собрать только одну: «Некоторым находкам рад  до невозможности, что они просто есть, а уж состояние и комплектация – вторичны».  
     При этом у многих моделей есть свои «хронические болезни», например,  у «Ленинграда» пружина страдает, у фотоаппарата «Киев-15» частенько выходит из строя шторный  механизм. «Есть не убиваемые фотоаппараты, а есть те, с которыми нужно обращаться очень бережно.  Я опять же оправдываю это тем, что фотоаппарат нужно подбирать под себя. Ведь глупо ругать «Жигули»  за то, что они медленнее иномарок», - рассказывает Александр Николаевич.
     Все фотоаппараты в коллекции работают, с каждого коллекционер фотографировал то семью, то природу  и даже самостоятельно проявлял фотографии. Но увлечение у него больше техническое: «В фотоконкурсах я не участвую – это другая стезя, мне интересно находить технику и при возможности ремонтировать.  Очень радуюсь, когда что-то удаётся починить, найти детали очень сложно, а знакомые профессиональные мастера оставляют свои схемы в тайне».
     Коллекция Александра Николаевича очень многообразна. О чём ни спроси, всё-то в ней есть: и часы с кукушкой, и кинокамера на треноге с ширмой, и карманные часы на цепочке, и даже немецкие шпионские фотокамеры.  Всё напоминает реквизиты киносъемок. Кстати, о кино: у Александра Николаевича есть и небольшая коллекция советских фильмов на кассетах, один из них – «Королева бензоколонки».
    Но есть и особо близкие сердцу экспонаты, среди которых  любимчики  коллекционера: «Алмаз» - сложнейший по строению питерский аппарат, первая модель  фотоаппарата «Зоркий», первый «Киев», сделанный из послевоенного металла, «Старт» – очень редкий фотоаппарат и самый первый «Зенит», за основу которого взят «Зоркий» с добавленным  зеркалом.
     Всю коллекцию Александр Николаевич распределил по коробкам, но возвращается к ней так часто, что пыль не успевает скопиться.  Места для коллекции давно не хватает, пришлось даже при переезде «отвоёвывать» отдельную комнату, но и она не вмещает все экспонаты с музейной раскладкой. Супругу Александра Николаевича такое громоздкое увлечение смущало, но сейчас по его словам,  она стала мудрее и этот период прошел.
     О каждом экспонате коллекционер с горящими глазами рассказывает подробно и увлекательно, ведь у каждого из них есть своя интересная история. Например, не убиваемая «Смена-8М» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самый массовый фотоаппарат планеты, первую партию «Ломо-компакт» дарили делегатам  ХXVII Съезда КПСС,  а прототип «Лейки» идентичен фотокамере, на которую был сделан легендарный снимок Евгения Халдея «Знамя победы над Рейхстагом». Самому древнему фотоаппарату марки «Кодак» около 90 лет, а редкий «Нарцисс» он искал около 20 лет.
 «Это, наверное, больших денег стоит»,  - напрашивается мысль, но коллекционер признаётся, что материальной ценности его коллекция не имеет, купленные им фотокамеры стоили от 250 рублей, а некоторые и вовсе были подарены: «Я не каждую неделю покупаю, в год несколько штук могу себе позволить - меньше газировки выпью».
    Конечно, стоимость ретро техники, как и у картин, бывает искусственно завышена, такие аппараты коллекционер игнорирует. Только неоправданная стоимость и наличие уже такого же фотоаппарата в коллекции способны «отговорить» его от покупки. Что интересно: если бы Александру Николаевичу предложили тысяч пятьдесят за какой-нибудь единственный экземпляр фотоаппарата – он бы ни за что его не продал. 
     «Сейчас я не ищу какую-то конкретную модель, если вижу что-то подходящее – покупаю»,  – рассказывает Александр Николаевич.
    На вопрос об актуальности фотоаппаратов в наше время, когда в каждом телефоне есть камера, коллекционер отвечает так: «Есть одно выражение фотографов-профессионалов: по телефону нужно звонить, а фотографировать должен фотоаппарат. И я с ним полностью согласен, ведь от совмещения страдает качество».
     Александр Николаевич признается, что коллекционеры – народ особый, если что-то задумали, то время обязательно найдут, а если что-то нужное нашли, то сделают всё возможное, чтобы им обладать. При этом никакой конечной цели в коллекционировании быть не может: «Я понимаю, что все фотоаппараты собрать не удастся, но к этому нужно стремиться.  Я буду продолжать, пока есть интерес, остановить может только его отсутствие. Не всё же время работать, а домашние хлопоты никогда не закончатся.  А так, стоит мне уделить время хобби, эндорфины и, следовательно, удовольствие гарантированы.
     Окружающие относятся с пониманием к увлечению Александра Николаевича, особенно те, у кого есть своё хобби. Единомышленников, увлекающихся коллекционированием фотокамер в районе, нет, а в области никакой конкуренция  не ощущается. Коллекционеры, почему-то предпочитают работать в одиночку, хотя, сообща было бы куда проще.
    Рассматривая коллекцию Александра Николаевича, невольно ловишь себя на мысли, что это действительно интересно. Особенно, если представить, кто снимал этим фотоаппаратом и что видел его объектив до того как он стал экспонатом коллекции, а когда об этом воодушевленно рассказывает заинтересованный человек - становится интересней вдвойне.
 
Ангелина Печерская

Комментарии

Благодаря национальному проекту «Демография» можно бесплатно обучиться новым профессиям

Одной судьбой на двоих живут полвека Виноградовы Владимир Федорович и Александра Федоровна

Все новости рубрики Люди наших сёл